Встречается также устаревающий вариант склонения по схеме 2a: с ударением в корне во мн. ч. — ко́ней, ко́ням, ко́нях, которое можно наблюдать в известной фразе «по ко́ням!».
лошадь, обычно самец◆ Что ты ржёшь, мой конь ретивый, // Что ты шею опустил, // Не потряхиваешь гривой, // Не грызёшь своих удил? ]
шахм. шахматная фигура, единственная из всех, ходящая не по прямой ◆ Я вам могу дать вперёд коня и пешку. ]
спорт.гимнастический снаряд в виде мягкого бруса на четырёх ногах-опорах◆ Начинали выступления с упражнений на коне. Как говорили в советские времена — контрольно-пропускного пункта гимнастики. Н. Калугина, «Спортивная гимнастика: Россияне уступили китайцам, но… победили» (2006) // «Советский спорт», 19 октября 2006 г.[]
крим. жарг.приспособление в виде удочки для передачи мелких предметов из одной камеры в другую ◆ Конь — это верёвка, при помощи которой передаётся информация в записках («малява», «муля») и различные презенты («груза»), в том числе и запретные («запреты»). Олег Анатольевич Навальный, «3½. С арестантским уважением и братским теплом», 2018 г.
Д. С. Балдаев, В. К. Белко, И. М. Исупов (авторы-составители)Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (речевой и графический портрет советской тюрьмы). — М. : Края Москвы, 1992. — 526 с. — ISBN 5-900310-01-9.
конь (животное) ◆ З цудатворнай гарой мы сутыкаемся і ў беларускай казцы, дзе героя загортваюць у скуру каня, а груганы падымаюць яго на вяршыню Залатой Гары. — С чудесной горой мы встречаемся и в белорусской сказке, где героя заворачивают в кожу коня, а вороны поднимают его на вершину Золотой Горы.
конь, лошадь◆ · и҅ꙁлѣꙁъ жє и҅с корабьꙗ҆ придє на кон҄и кꙿ н҄имъ · — Сойдя же с корабля, приехал на коне к ним.Супральская рукопись.◆ · и і꙯̈о̑улиꙗ҅ниѭ̑ повєлѣ поставити на блѫдилишти · рєкꙿшє на цѧтои҅мь҆ствѣ · и мꙿнози о҅тъ стоѩ҅штааго тоу народа · бѣа҅хѫ тєкѫштє · и҅ рь҆въноуѭ̑штє кꙋпь҆но · кꙿто прь҆воѥ҆ вьнидєть҆ къ н҄єи҆ · бѣа҅хѫ бо ꙗ҅ко кон҄и ръжѫштє о҅ добротѣ ѥѩ · — И Иулианию повелел поставить на блудилищи, то есть осквернить её, и многие от стоящего тут народа бросились туда, спеша между собою, дабы быть первым, кто войдёт к ней; были они как кони, ржущие о красоте её.«Супрасльская рукопись», XI в. г.